Сила воли – это то, что считается весьма положительной характеристикой у взрослых. Однако, мало кто знает, что относительно детей одно из главных условий их перехода на новый уровень развития – возможности частичной самостоятельности (в том числе посещение ДОУ), дисциплинированности, способности к систематическому обучению и организованному воспитанию является волевая регуляция поведения.
Приступая к рассмотрению данной проблематики, необходимо, прежде всего, подробно рассмотреть саму сущность понятия воли, а также изучить тот контекст, в котором рассматривается понятие воли с точки зрения возрастной психологии. Вначале дадим общее определение. Итак,
воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий!
Воля как характеристика сознания и деятельности возникла вместе с возникновением общества, трудовой деятельности. Она является важнейшим компонентом психики человека, неразрывно связанным с познавательными мотивами и эмоциональными процессами.
Воля является важной характеристикой еще и потому, что она нужна при выборе цели, принятии решения, при осуществлении действия, при преодолении препятствий!
Преодоление препятствий требует волевого усилия — особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Воля с точки зрения не только общей, но и возрастной психологии проявляется как уверенность ребенка в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам субъект деятельности считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации. “Свобода воли означает способность принимать решения со знанием дела”.
Необходимость «применения» воли возникает при наличии:
1) трудных ситуаций “трудного мира”
2) сложного, противоречивого внутреннего мира в самом человеке.
Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, ребенок постепенно вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество и многие другие, безусловно, положительные качества. В дальнейшем именно они ложатся в основу успехов ребенка в учебе и в социальной деятельности, и они же отвечают за успешность взрослого человека.
Однако необходимо отметить, что могут возникать ситуации, когда воля и волевые качества могут у ребенка не сформироваться, или могут возникнуть определенные трудности в их формировании и развитии! Такая ситуация складывается при наличии определенных условий, таких как неблагоприятные условия жизни и воспитания в детстве.
Такие условия можно разделить на две основные группы:
1) ребенок избалован, все его желания беспрекословно осуществлялись (легкий мир — воля не требуется),
2) ребенок подавлен жесткой волей и указаниями взрослых, не способен принимать сам решения.
Как видно из всех вышеприведенных фактов, воля является одной из важнейших характеристик личностного развития. Именно поэтому как педагоги, так и родители должны уделять значительное внимание формированию именно этого качества личности. Причем это именно та область, где в наибольшей степени важно взаимодействие родителей и педагогов, единые требования , нормы, правила, договоренность в методах, и, конечно, любовь и терпение.
Итак, родители и педагоги , стремящиеся воспитать волю у ребенка, должны соблюдать следующие правила:
1) не делать за ребенка то, чему он должен научиться, а лишь обеспечить условия для успеха его деятельности;
2) активизировать самостоятельную деятельность ребенка, вызвать у него чувство радости от достигнутого, повышать веру ребенка в его способность преодолевать трудности;
3) даже маленькому ребенку полезно объяснять, в чем заключается целесообразность тех требований, приказов, решений, которые взрослые предъявляют ребенку, и постепенно учить ребенка самостоятельно принимать разумные решения!
4) Не позволять ребенку манипулировать взрослыми. Понимать природу детских эмоций и чувств, правильно оценивать поведение ребенка в момент принятия педагогических решений.
Крайне негативно на развитии воли сказывается невозможность ребенка самостоятельно принимать важные для него решения.
Помимо рассмотренных нами понятий, существует еще одна важная характеристика воли – это ее динамика.
Динамика воли в зависимости от трудности внешнего мира и сложности внутреннего мира человека проявляется по-разному. Существует масса вариантов ее проявления или же, наоборот не проявления.
В связи с условиями внешнего мира могут быть случаи, когда:
1) Воля не требуется (желания человека просты, однозначны, любое желание осуществимо в легком мире).
2) Требуются волевые усилия по преодолению препятствий реальной действительности, нужно терпение, но сам человек внутренне спокоен, уверен в своей правоте в силу однозначности своих желаний и целей.
3) Требуются волевые усилия по преодолению внутренних противоречий, сомнений, ребенок внутренне сложен, идет борьба мотивов и целей, он мучается при принятии решения.
4) Требуются интенсивные волевые усилия для преодоления внутренних сомнений для выбора решения и осуществления действий в условиях объективных помех и трудностей. Волевое действие здесь выступает как сознательно принятое к осуществлению по собственному решению осознанное намеренное целенаправленное действие на основе внешней и внутренней необходимости.
С точки зрения физиологии, волевые действия, как и вся психическая деятельность, связаны с функционированием мозга. Развитие воли «тянет» за собой развитие множества остальных психических процессов.
Итак, волевая регуляция поведения – важнейшее условие полноценного развития ребенка. Формирование и развитие воли происходит на протяжении всей жизни человека, но наиболее интенсивно в раннем и дошкольном детстве. Именно поэтому это является приоритетной задачей в воспитании и развитии ребенка как для педагогов, так и для родителей.