Как вы думаете, как много в ребенке от животного? Сколько действий его инстинктивны?
Мой ребенок совсем не похож на животное — возмутится любая мать!
Любой детский психолог знает, что ребенок гораздо ближе к миру животных, чем кажется на первый взгляд. Ребенок родился и сосет молоко — это сложный инстинктивный акт. Редко у кого из детей он бывает нарушен — тогда выкормить такого ребенка очень трудно, а научить сосать невозможно. И сотни других, таких естественных действий малыша, оказывается, инстинктивны, обусловлены миллионами лет эволюции.
Чтобы быть хорошим родителем важно понимать природу ребенка, чтобы правильно уравновешивать биологическое и социальное в нем. А воспитание ребенка должно опираться на принцип природосообразности.
В данной статье мы дадим 11 советов для родителей.
Совет 1 Дайте возможность вашему малышу играть с вашими волосами, а укладывая спать, предложите альтернативу в виде мягкой игрушки. Это успокоит малыша и укрепит его доверие к миру.
Малыш сосет, болтает ручками, сжимает пальчики. Дайте ему в руки что-нибудь пушистое и он крепко вцепится и замрет. Дайте ему по одному пальцу в руки – и смело поднимайте! Захват крошечных пальчиков настолько цепкий, что ребенок удержится! Так мы можем наглядно наблюдать древний инстинкт приматов — найти мать и уцепиться за ее шерсть. Когда малыш чем-либо обеспокоен, или просто хочет спать, для него важно иметь рядом пушистый предмет. В любом возрасте чаще других слов человек в отчаянии кричит: Мама! И хватается руками за шерсть, которая всегда под руками, — за собственные волосы.
Совет 2 Не ругайте малыша, который цепляется за вашу юбку. А если вы выходите на прогулку в джинсах, стоит повязать «хвост» — платок, и т.п. Это поможет вашему малышу стать смелее и быстрее исследовать мир
У приматов, которые имеют хвосты, детеныши, обследуя мир, держится за ее хвост. Это - залог безопасности и надежности. Причем, детеныши бесхвостых обезьян гораздо пугливее и позже отделяются от матерей.
Ребенок, если волнуется, тоже цепляется за юбку матери, ходит «хвостиком».
Совет 3 Позволяйте вашему ребенку иметь собственность и распоряжаться ею. Это поможет ему стать щедрым и ответственным.
Инстинкт собственности — один из самых мучительных для детей человека: из-за собственности приходится вступать в конфликты с другими детьми. У наших первобытных предков, не было ни сундуков, ни сейфов, ни замков. И свою собственность необходимо было защищать, порой весьма агрессивно. И когда мы наблюдаем проявление этого инстинкта у наших детей не стоит думать, что ребенок плохой, жадный. И уж тем более нельзя грубо противиться этому инстинкту, требуя «делиться»
Совет 4 Разрешите ребенку быть «собирателем. Не стоит разорять его «клады», каким бы мусором вам это не казалось, если карманы не слишком подходящее, по вашему мнению хранилище для «сокровищ» — дайте ребенку сумочку, сундучок – что угодно для удовлетворения этого желания. Так ваш ребенок учится собирать, приумножать и ценить материальные блага.
Мы с вами знаем, что наши далекие предки были собирателями. А в детстве все мы , по сути, собиратели. Кто из родителей не приходил в ужас от переполненных карманов, набитых мусором – стеклышки, камушки, железки, бумажки? Между тем, отучить от этого ребенка невозможно, более того, нецелесообразно.
Совет 5 – Нет причин для огорчения, если ребенок проявляет «хитрость». Ваш малыш учится приспосабливаться к окружающему миру и взаимодействовать с ним с выгодой для себя.
Иногда можно только диву даваться, насколько хитры могут быть дети. Однако и здесь мы видим пример инстинктивного замещающего поведения, весьма распространенного и крайне полезного в животном мире. Животные могут быть настоящими дипломатами! Вспомните только, на какие уловки может пойти домашняя собака, чтобы вы поиграли с ней, или если стремится избежать наказания.
Совет 6 Полезно знать, что клептомания детей врожденная и носит форму игры. Они не воры во взрослом понимании этого порока. Правильное поведение взрослого – залог понимания ребенком сути поступков.
Как часто, к огорчению и даже ужасу родителей совсем маленькие, ни в чем не нуждающиеся дети вдруг пойманы на воровстве! Что делать, если ребенок ворует? Причем часто крадут не что-то им нужное, а именно то, что красть нельзя, и именно там, где им этого делать никак не следовало. Детский психолог знает, что на самом деле ничего страшного в этом нет. Программа воровства есть у многих видов животных. В трудных условиях она помогает выжить.
Совет 7 Создавайте для детей своеобразные «ритуалы и церемонии», постепенно расширяя их. Это поможет ему чувствовать себя комфортно и уверенно, одновременно привыкая к дисциплине и следованию правилам.
Животные бывают очень консервативны. У них есть потребность жить в постоянном, однообразном мире, следовать раз и навсегда установленному порядку, даже если он кажется нелепым и неудобным. Для ребенка так же важно, чтобы все происходила в неком повторяющемся цикле. Именно поэтому дети могут по многу раз пересматривать один и тот же мультфильм или заставлять родителей читать одну и ту же сказку каждый вечер.
Совет 8 Обращайте внимание на детское упрямство. Оно – залог того, что ребенок учится достигать своей цели!
Принцип кнута и пряника по сути природный. Если животное что-то сделало не так, программа обычно останавливает его на месте сбоя, и заставляет повторить все с начала. Если животное попадает в ситуацию, которая программой не предусмотрена (например, муха попавшаяся в липкую ленту) бедняга вынужден без конца повторять одни и те же действия, до тех пор, пока не найдет новый вариант поведения. Когда совсем маленький ребенок криком и плачем требует от вас что-то, он способен орать с энергией и упорством жука в банке.
Совет 9 – Позаботьтесь о создании ситуаций успеха у вашего ребенка, это поможет ему не иметь страхов и не боятся трудностей.
Если животное в определенной ситуации раз за разом терпит поражение, у него что то не получается так, как должно быть, то возникает страх. Подобные явления у детей приводят к фобиям.
Совет 10. Относитесь к играм детей серьезно.
Молодые животные очень много играют — между собой, с родителями, с детенышами других видов, с предметами. Игра – ведущий вид деятельности в детстве. Она не только приятное времяпровождение, но и необходимость для полноценного развития особи как физического, так и психического. Лишенные игр детеныши вырастают агрессивными, трусливыми. Их реакции на ситуации, особенно при контактах с другими особями, часто ошибочны. Им трудно образовывать пары, жить в мире в стае; достается и их детенышам.
Совет 11 Позвольте ребенку сталкиваться со страшными персонажами Так он учится реагировать на опасность , справляться со страхом, действовать в состоянии страха
Боимся мы тоже инстинктивно. Например, естественен страх темноты (как для всех дневных животных). Боимся одиночества, хищников, потери близких и т. д.
Художники-иллюстраторы и мультипликаторы создают потрясающие по воздействию образы кровожадных хищников, чудовищ, сказочных злодеев. Главная цель – испугать детей. Для чего? Просто потому, что дети сами хотят этого всего: страшных волков, тигров-людоедов, чудовищ, страшных мест в сказках. У страшных историй, рассказываемых у костра, есть глубокий природный смысл!
Быть хорошим родителем – это наука и постигать ее следует постепенно. Если возникли какие либо трудности в воспитании, поведении или здоровье ребенка, стоит записаться на консультацию. Детский психолог поможет вам понять своего ребенка. В следующей статье мы продолжим беседу о природе детства.
Мой вопрос самый жизненный: У моей сестры младший сын, ему 30 лет, если не пьет — то суицид после которого лежит в реанимации ( вот уж два раза пытался покончить с жизнью). как мне помочь ей и ему тоже преодолеть этот страшный шаг. Спасибо
Татьяна, я рекомендую вашей сестре лично обратиться к специалисту. Можно написать нам на почту - переписка анонимна.