Все мы родом из детства – кто не слышал эту истину? Детство действительно самый важный период в становлении личности. И фундаментом по праву можно считать дошкольное детство.
Всем родителям хочется, чтобы ребенок рос трудолюбивым, умным, образованным. Но зачастую именно эти благие намерения в прямом смысле слова мешают ребенку полноценно развиваться.
Согласно постулату современной педагогической психологии ведущий вид деятельности в дошкольном детстве – игра. Не учеба! Не труд, а именно игра.
Через игру ребенок познает этот мир, учится, готовится к взрослой жизни. Но главное – игра приносит удовольствие ребенку, делает его счастливым, а ощущение внутреннего счастья и комфорта – основа психологического здоровья.
ТОЛЬКО В ИГРЕ у дошкольника могут развиться коммуникативные способности, логика, синтез и анализ, произвольность поведения (сила воли) и др. жизненно важные знания, умения и навыки. Все основные потребности ребенка: в движении, в общении, в самопознании и др. удовлетворяются в игровой деятельности.
Игра так же может иметь коррекционную и терапевтическую функции. Ребенок «проигрывает» свои страхи, проблемы, ищет решения в сложных для него ситуациях. С помощью игры возможно корректировать поведение ребенка, и даже излечивать некоторые психосоматические заболевания.
Пожалуй, сравнить игру по степени значимости для развития в дошкольном возрасте можно только с общением ребенка с близким взрослым. Но и тут окажется, что именно игра является наиболее приемлемой формой такого общения. В игре взрослый может обучать, передавать опыт, формировать необходимые качества и др.
Участие взрослого в игре ребенка можно условно разделить на следующие виды:
- Наблюдатель. Иногда ребенку просто достаточно того, что взрослый рядом. Малыш играет, а папа или мама сидит в кресле, в игре не участвует, но при этом внимательно наблюдает за ребенком, готов прийти на помощь, оценить успехи или утешить, в случае неудачи.
- Полноправный участник – в этом случае взрослому стоит забыть, о том что он взрослый и присоединиться к игре на равных. Дети охотно принимают взрослого в игру, и в этом случае очень быстро устанавливаются доверительные отношения.
- Руководитель, лидер, инициатор. Именно взрослые могут НАУЧИТЬ ребенка играть. Показать игровые приемы, поведать о правилах, открыть удивительный мир игр, передающихся из поколение в поколение. Важно, чтобы такое руководство не было слишком авторитарным, и оставался простор для самостоятельной творческой деятельности ребенка.
Во что поиграть с ребенком?
В раннем возрасте наиболее полезны пальчиковые игры, игры – эксперименты с крупой, песком и водой, тестом и т.д.
Например: Для малыша 1,5-3 лет насыпьте в небольшой таз разную крупу – горох, фасоль, рис, и др. Можно добавить цветные камушки и мелкие игрушки (из киндер-сюрприза) Вместе с ребенком можно закапывать и выкапывать игрушки, пересыпать зерно, отделять одно от другого, строить «горки» и копать ямки и др.
Для ребенка 3-5 лет наиболее важны сюжетно-ролевые игры. Поиграйте с ребенком в дочки-матери, в больницу, школу, или вместе придумайте свой интересный сюжет.
Например: игра в салон красоты принесет море восторга и маленькой моднице, и ее маме!
Для детей старшего дошкольного возраста важны дидактические (обучающие) игры. Такие как «найди пару», «четвертый лишний» и многие другие
Например, интерес к компьютерным играм – отличная мотивация для познавательной деятельности. Предложите ребенку такие компьютерные игры как «маша и медведь или «Лунтик»
В любом возрасте очень важны ПОДВИЖНЫЕ игры. Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка было достаточно условий для разнообразной двигательной активности.
Например, самая простая и веселая подвижная игра, в которую можно играть со своим малышом – догонялки! Эта игра полезна, и очень радует и дитя и родителей.
Играйте с вашим ребенком как можно больше, и тогда к концу дошкольного возраста произойдет естественная смена ведущего вида деятельности – с игровой на учебную, и ваш малыш будет готов к школе – физически, интеллектуально и психологически, а ваши отношения будут крепкими и приносить радость!