В общественном сознании прочно укоренился стереотип, что главными, а порой и единственными воспитателями ребенка в семье являются женщины. Образ отца в семье связан, прежде всего, с материальным обеспечением, и, отчасти, с защитой своей семьи. Сама наша культура, будто нарочно отстраняет отца от воспитания – во время беременности отец не знает, с какого боку подойти к жене, а уж к младенцу его часто и вовсе не подпускают.
Чуть позже большинство отцов, сделав несколько, чаще безуспешных попыток как то проявить себя, уступают женскому натиску. И отступают в тень (иногда это отступление становится роковым шагом из семьи вовсе). И не стоит винить за это начинающего папу – ему гораздо страшнее, неуютнее и волнительнее, чем маме – у него не было 9 месяцев постепенной подготовки к отцовству, природной поддержки в виде изменения гормонального фона, да и существует ли отцовский инстинкт, как таковой до сих пор однозначно не определено.
Играет свою роль и другая сторона вопроса.
В идеале рождение ребенка должно являться обоюдным желанием родителей,
опираться на их готовность к родительству, а так же гармоничные семейные отношения. Но это в идеале.
В реальной же жизни дети часто появляются «случайно», или еще хуже — чтобы удержать мужчину, «сохранить семью», «потому что пора» и т.д. и т.п.
Часто женщина искренне полагает, что если ОНА хочет ребенка, мужчина автоматически должен тоже захотеть. Если при сообщении о внезапной беременности мужчина не рад – он считается подлецом. Да что там, просто нежелание супруга (и даже НЕ супруга!!!) иметь детей воспринимается женщинами весьма болезненно.
То есть мужчине попросту отказано в праве САМОМУ определять, когда он хочет стать отцом, скольких детей, и хочет ли он этого вообще.
Таким образом, неучастие или недостаточное участие мужчин в воспитательном процессе абсолютно понятно. К этому добавляются стереотипы о «мужском» и «не мужском» в мужчине, и вот уже молодая мама погребена в ворохе грязных пеленок, а папа…
ОДНАКО
Прекрасно известно, что великие педагоги (Макаренко, Сухомлинский, Корчак и т. д.) были мужчинами. Учитель в школе – воспринимается детьми совершенно иначе, чем учительница. Да и во многих современных и престижных воспитательных заведениях мужчины-воспитатели на вес золота.
Причем дети искренне тянутся к мужчинам, внимательнее слушают их, лучше запоминают, и более эмоционально реагируют на мужское воспитание.
Априори — мужчина способен воспитывать ребенка любого пола и с любого возраста с ничуть не меньшей, а иногда и большей эффективностью. Известный педиатр России, отец пятерых детей как то всерьез пошутил, сказав, что папа не может родить и кормить грудью – все остальное папа может…
Нам же, дорогие женщины стоит понимать, что если мы не сможем преодолеть собственную монополию на воспитание дитя, то последствия – известны. Повторюсь – довольно быстро мужчина оставит всякие попытки участвовать в процессе воспитания. И когда спохватимся – уже будет поздно. В лучшем случае от отца ребенок получит чтение нотаций в подростковом возрасте – это суррогат мужского воспитания.
Есть добрая традиция – при выходе из роддома ребенка берет на руки отец. Хорошо бы это было не просто поводом для фотосессии, а началом большого пути.
Папа может!!!